воскресенье, 6 августа 2017 г.

Исследовательские технологии на уроках английского

Наше общеобразовательное учреждение является гимназией с углубленным изучением английского языка. Абсолютное большинство гимназистов мотивированы на учёбу в целом, в том числе на овладение иностранным языком. 
Сегодня уже мало кто сомневается в том, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. Он должен знать иностранный язык, чтобы соответствовать требованиям современного конкурентного рынка труда. А для этого нам, учителям, нужно переосмыслить всю программу по английскому языку. Только тогда мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку и сделать свою работу с детьми более продуктивной.
Мне, как учителю, согласно новому закону об образовании в РФ предлагается широкий выбор возможностей в поиске новых форм и методов обучения. В стандарте второго поколения говорится о новом образовательном результате – развитии личности. Таким образом, ключевой вопрос новой школы не в том, каков объём усвоенных учеником учебных знаний, а то, как знания сформировали у ученика способность мыслить, вести продуктивную исследовательскую деятельность. Но ведь для этого, прежде всего, и сам учитель должен стать исследователем. И у меня есть свои практические наработки в этом направлении и планы их реализации в дальнейшей работе. 

Первоочередной задачей в организации обучения детей с повышенной мотивацией я считаю создание условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Проектную и исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации этой задачи. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. 

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Темы детских проектных выбираю, как правило, из содержания учебного предмета или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая лично для них. Ко 2 – 4 классу под моим руководством ребята способны выполнять довольно сложные долгосрочные исследования, рассчитанные на месяц, четверть, полугодие. 


Примером подобного долгосрочного исследовательского проекта стала работа, выполненная учащимися 2 «Г» класса «Сравнительный анализ возникновения и развития английского и русского алфавитов». В данной работе сравнивались и сопоставлялись становления английского и русского алфавитов, их графических и фонетических систем для практического применения при изучении английского языка. Проведя исследование, мы с ребятами выяснили, что и английский, и русский алфавиты прошли в своем развитии сложный и длительный путь. На различных исторических этапах они претерпевали изменения. Было выявлено сходство и различие буквенных и звуковых систем английского и русского языков на примерах 75 стихотворных форм. Данный материал может быть использован на практике при изучении английского алфавита, а так же теми учащимися, кто интересуется историей изучаемого языка.

Задачи, которые решались в данной работе:
  • Дать определение понятию «алфавит».
  • Изучит историю возникновения английского и русского алфавитов.
  • Сделать сравнительный анализ графических и фонетических систем английского и русского языков.
  • Рассмотреть особенности адаптации гласных и согласных звуков английского языка к фонетической системе русского языка.
  • Приобрести необходимые навыки исследовательской деятельности.
  • Сопоставить буквы и звуки английского языка с буквами и звуками русского языка на примерах стихотворных форм для дальнейшего облегчения изучения английского языка.
Методы исследования, которые были использованы: 
  • Метод сравнительного анализа - метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (английского и русского алфавитов).
  • Метод графического анализа. – сравнение графических систем английского и русского языков.
  • Метод фонетического анализа – сравнение звуковых систем английского и русского языков.
  • Метод количественного и сопоставительного анализов – сопоставление букв и звуков английского и русского алфавитов, частота их встречаемости в стихотворных формах обоих языков.
Это исследование мы проводили вместе с учителем начальной школы Шевченко Галиной Валерьевной. Именно такое сотрудничество позволило нам добиться отличного результата. Итог данной работы был представлен на XVI Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» Обшивалкиной Дианой, ставшей абсолютной победительницей потока. 

Работа учителя не заканчивается, когда звенит звонок с урока. Внеурочная деятельность является логическим продолжением того, что мы узнали на уроке и является неотъемлемой составной частью методической системы учителя. Во внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие исследовательские проекты вне рамок изученных тем.


Наиболее интересным стал проект «Настоящий Шекспир», выполненный учащимися старшей школы. Этот проект состоял из нескольких этапов. Во время изучения темы «Искусство» ребят очень заинтересовала личность Шекспира и они решили найти свой ответ на часто звучащий в наши дни вопрос: кто же на самом деле создавал гениальные произведения под именем Шекспира. На начальном этапе ребята собирали информацию о Шекспире и разных легендах написания его работ, изучали его комедии, трагедии, учили сонеты в оригинале и делали постановки, затем анализировали материал, обсуждали его в группах, обобщали, делали презентации и защищали. 


Одним из этапов творческого проекта стал просмотр фильма на английском языке «Аноним» о самой знаменитой версии жизни и творчества Шекспира. Позже ребята смогли побывать на родине Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне, увидеть дом, где он жил; школу, где он учился; церковь, где он покоится, прочитать великую надпись на его надгробии. Они слушали лекции профессиональных гидов на английском языке и, что очень важно, не только понимали английскую речь, но и принимали участие в обсуждении очень интересной и неоднозначной проблемы. Конечно, тайна все-таки осталась неразгаданной. 


 И кем бы ни был Уильям Шекспир, кто бы ни скрывался за его именем, в любом случае этот гениальный человек определил развитие театра и литературы на века вперед. По итогам творческого исследовательского проекта ребята стали соавторами разработки и проведения урока, сценарий которого был представлен на международный конкурс лучших планов «шекспировских» уроков, организованный Британским Советом и Министерством образования и науки РФ.


Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся необходима. Опыт погружения в языковую среду становится опытом социализации: позволяет моим ученикам комфортно чувствовать себя во многих ситуациях, как в родной стране, так и за рубежом. Хорошие владение языком помогает ребятам успешно сдавать ЕГЭ.


Таковы наши действия для достижения благих целей, напрямую связанных с будущим, воплощением которого являются наши с вами дети. И мы испытываем гордость, что наши знания, умения, опыт, активная жизненная позиция, пусть даже в небольшой степени, позволяют влиять на это будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий