воскресенье, 6 августа 2017 г.

Рефлексивное обучение

Цель школы сегодня – пробудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности каждого ребёнка, задействовать их для более полного и свободного развития личности. Одним из средств такого развития может выступить рефлексивное обучение. Организуя на уроках английского языка рефлексивное обучение, я использую элементы технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и применять знания как в стандартной, так и нестандартной ситуации, что очень важно для изучения языка гимназистами.
Современный урок АЯ должен быть обращён к личности ребёнка, к его внутреннему миру, ещё не развитым способностям и возможностям.


В стратегии РКМ мы следуем трем фазам: Вызов – Осмысление – Рефлексия. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Цель данного этапа урока английского языка: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в его дальнейшем изучении. Для развития критического мышления на стадии рефлексии необходимо применение специальных методических инструментов. 
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексию настроения и эмоционального состояния я провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы учащихся с содержанием образования. Данный вид рефлексии задействуется при самопроверке домашних заданий, при защите и экспертизе учебных проектов. Он помогает моим ученикам осмыслить виды и способы своей мыслительной работы, проанализировать собственную учебную деятельность.
Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а комплексная деятельность по развитию важных качеств современной личности: самостоятельности, инициативности и конкурентоспособности.


ПРИЁМЫ ТРКМ
Сама рефлексия – это не отдельная часть урока, а своего рода нить, проходящая через все его этапы. На протяжении всего урока я выбираю такие методы и приемы, составляю такие вопросы, которые более глубоко позволили бы провести рефлексию данного этапа. К таким приёмам относится чтение текста с остановками. Остановки в тексте – это своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.


Данный прием содержит все стадии ТРКМ и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Мы с учениками конструируем предполагаемый текст по опорным словам, обсуждаем заглавие рассказа и прогнозируем его содержания и проблематику. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Читаем с ребятами текст небольшими отрывками и обсуждаем содержание каждого, прогнозируем развития сюжета. Вопросы, которые я задаю, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, дети уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь мы возвращаемся к приемам, которые использовали на стадии вызова и анализируем предположения учащихся.
Финальную работу по тексту я провожу в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.
Хочу привести пример одного из моих любимых текстов THE HARD WAY. В тексте поднимается проблема взаимоотношений внутри семьи. Продуктом урока становится выход решения данной проблемы в форме синквейна. Одна группа ребят приходят к выводу, что семья – это союзники, партнеры, другая считает, что это - прежде всего помощь и взаимовыручка. Хочу отметить, что этот приём нацелен на метапредметные результаты, но для меня как учителя английского виден и предметный результат – уровень владения детьми лексическим материалом урока, грамматическим (умение задавать вопросы), так же умением построения устного высказывания по теме. Вопрос, чтобы ты хотел изменить в своих взаимоотношениях с родителями, является темой эссе на дом. Именно в эссе ребенок отражает свои впечатления, мысли и опыт в связи с определенной темой.
Для выполнения письменных работ по тексту, можно попросить ребят использовать стратегию РАФТ. Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста. Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структура поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). 

На этапе рефлексии после подведения итогов урока я всегда анонсирую тему следующего урока, так как рефлексия урока – это мостик к следующему. На стадии "Рефлексия" всегда стараюсь поставить перед учащимися новые цели обучения. На фазе рефлексии настроив учащихся на тему следующего занятия, можно предложить заглянуть в дополнительную литературу по теме следующего занятия, записать основные моменты и составить вопросы, т.к. письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями. А использование дополнительной литературы формирует у учащегося навык самостоятельно пополнять свои знания по предмету, помогает сделать предмет привлекательным и интересным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий