воскресенье, 6 августа 2017 г.

Мой самый лучший урок

В ноябре 2014 года нам представилась уникальная возможность принять участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».Делегация Краснодарского края была самой многочисленной: из 160 участников финала 64 педагога представляли Краснодарский край, из которых 10 - город Краснодар. Благотворительный фонд наследия Менделеева создан в 2004 году и среди основных направлений его деятельности - обучение школьных учителей современным методам работы, поэтому в рамках проведения конкурса мы также прошли курсы повышения квалификации в объеме 72 часа.

Конкурс и курсы повышения квалификации проводятся при поддержке Министерства образования и науки РФ, Комитета Государственной Думы по образованию. Благотворительным фондом наследия Менделеева ежегодно проводится около 20 Всероссийских мероприятий с творческими педагогами и одаренными школьниками. Также в рамках конкурса «Мой лучший урок» предоставляется возможность опубликовать свои материалы в различных сборниках. Все мероприятия, проводимые в рамках конкурса, были на высоком организационном уровне.


Основной составляющей конкурса является защита своего урока. Здесь мы можем поделиться своим опытом и воспринять чужой. Все учителя защищались по секциям: учителя иностранного языка, учителя русского и литературы, учителя истории и примкнувшие к ним учителя ИЗО, физкультуры, ОБЖ, музыки. Защита урока длится 10 минут и 5 минут после защиты отводится на вопросы жюри и конкурсантов. В состав жюри входили кандидаты наук, преподаватели высшей школы, специалисты центра по работе с одаренными детьми РХТУ им. Менделеева, авторы учебно-методических комплексов.




Защита урока
Весь раздаточный материал вызвал большой интерес со стороны жюри и конкурсантов. Уроки были разного уровня, по-разному представлены. Интересными уроками мне показались интегрированные уроки: Английский-немецкий, английский французский, английский - информатика. К недостаткам некоторых представленных уроков можно отнести:
  • Отсутствие целостности урока,
  • Несоответствие поставленной цели и результата урока,
  • Подмена анализа урока пересказом содержания,
  • Неумение выделить главное, излишняя детализация урока.
День первый
После размещения и регистрации все участники конкурса собрались в актовом зале РХТУ им. Менделеева, где состоялась организационная встреча и семинар Е.Е. Шестернинова «Требования к современному уроку».


День второй
Второй день конкурса принес нам встречу с академиком Евгением Александровичем Ямбургом, который прочитал лекцию «Актуальные вопросы образования». Евгений Александрович говорил о стратегии и тактик развития образования в современном обществе, которое переживает сейчас тройной кризис: психологический, мировоззренческий и нравственный. Генетическая усталость, глобальные демографические сдвиги приводят к нарастанию межэтнической и межнациональной напряженности, поэтому одной из главнейших задач становится профилактика ненависти, воспитание толерантности. 
Новому обществу нужен учитель, работающий по новому профессиональному стандарту, учитель, одновременно являющийся исполнителем и творцом, возвращающим детей к ценностям и смыслам культуры.




День третий. Шалва Александрович Амонашвили.
С Манифестом педагогики сотрудничества, гуманной педагогики на третий день пребывания на конкурсе выступил Шалва Александрович Амонашвили .Два постулата педагогики сотрудничества:

  1. Обычно учителя гордятся своими сильными учениками. Мы же гордимся слабыми, которые сделались сильными.
  2. Одни учителя идут к ученику с предметом в руках, мы же вместе с учениками идем к предмету. Не даем знания, а помогаем искать.
Интересной показалась мысль Ш.А. Амонашвили о том, что в неделю раз или два раза в месяц учитель должен давать своим ученикам яркий, нестандартный, запоминающийся урок, который останется в памяти надолго и будет вызывать уважение к учителю. «Красота уже сама по себе вызывает интерес».

День четвертый. Школа 2006.
Хозяйка школы 2006, гостеприимно распахнувшей перед нами двери четвертого конкурсного дня, Вера Алексеевна Илюхина, которую учителя начальной школы знают как автора УМК «Планета знаний».


Школа 2006 - целая страна с уютными холлами, кабинетами, зимним садом, прекрасно оформленным актовым залом. Интересно организовано пространство школы, в котором находится место для множества музеев, в том числе, музея кукол, нескольких историко-этнографических экспозиций, помещения, оборудованного специально для проведения литературных гостиных, и, конечно, знаменитого музея сов, в который привозят сувениры со всех концов страны. Для учащихся работают многочисленные кружки, секции и студии.


Учителя школы провели для нас открытые уроки и мастер-классы по секциям. Кроме того, мы прослушали выступление учителя английского языка Новиковой об использовании облачных технологий на уроках и лекцию учителя русского языка и литературы Агатовой о познавательных стратегиях.


День пятый. Гимназия 1409.
На следующий день нам предстояло посещение гимназии 1409. Здесь мы также увидели открытые уроки учителей литературы и истории, познакомились с жизнью гимназии, посмотрели сюжеты, снятые на школьном телевидении. Но самым главным событием стала встреча с академиком марком Максимовичем Поташником. Марк Максимович подробно рассказал об особенностях профессионального стандарта педагога, о новых требованиях, которые выдвигает жизнь. Образование сегодня зависит от качества взаимодействия учителя и ученика на уроке, то есть от профессионализма учителя. По мнению М. М. Поташника, необходима, во-первых, проблематизация урока, умение воспитать нравственного ребенка в безнравственных условиях. Нужно знать ребенка, то есть понимать, какими способами можно на него воздействовать. Во-вторых, нужно оказывать помощь детям в раскрытии для себя личностного смысла изучения любого материала, т.е. ребенок должен понимать, зачем ему надо изучать, к примеру, «Вишневый сад». (фрагмент о матери). В-третьих, необходимо продумывать и формировать ценностные основания учебного материала, обязательно включать в содержание урока упражнения на новые знания в незнакомой, действительно новой ситуации, т.е. осуществлять деятельностный подход.


День шестой. 
В первой половине следующего дня мы работали по секциям в разных школах, а словесники стали участниками Всероссийского семинара по развитию письменной речи учащихся. Вторая половина дня прошла в РХТУ им. Менделеева. Здесь мы прослушали интереснейшую лекцию Михаила Викторовича Богуславского о том, как найти подход к ребенку, опираясь на знание типа его темперамента.
По окончании курсов все мы получили удостоверения о повышении квалификации.


День седьмой. Школа 218.
Еще одним открытием стало посещение школы 218. Позвольте привести несколько строк с сайта школы. Основной целью Программы развития является создание условий для формирования личной успешности обучающихся в современном обществе. Для реализации этой цели осуществляется работа по технологии стратовой дифференциации. Образование построено таким образом, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно выстраивать траекторию собственного развития. Целью школы является воспитание культуры выбора, то есть обучение нахождению альтернатив развития, умения предвидеть последствия принятых решений. 
© Ссылка на источник: http://sch218.mskobr.ru/report/.


Еще одним открытием стала встреча с Анатолием Александровичем Гином, который познакомил нас с теорией решения изобретательских задач. «Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, любого из нас. Современному обществу нужны яркие личности, нужна талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь».


Марк Максимович Поташник особо подчеркивал, что современный учитель должен постоянно работать над расширением своего культурного кругозора, развитием интеллекта. Организаторами конкурса была предусмотрена и культурная программа: обзорная экскурсия по Москве, самостоятельное посещение интерактивной выставки «Рюриковичи» в манеже, визит в Третьяковскую галерею, посещение спектакля «Отелло» в театре «Сатирикон».

В день подведения итогов все микрогруппы выполняли творческие проекты, посвященные пребыванию на конкурсе. Как вы уже поняли, очень много времени нам приходилось перемещаться по Москве из одной точки в другую, поэтому в нашем проекте большое внимание уделено метро. Итак, наш творческий проект.









Комментариев нет:

Отправить комментарий