четверг, 3 августа 2017 г.

Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»

В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной, исторически связанной с реализацией социально-этического и культурного идеала, который оказал огромное влияние на развитие мировой цивилизации.
Сильной методической особенностью британской Национальной Образовательной Программы является продуманное и точное сопряжение содержания каждой ступени обучения с возрастными особенностями познавательных интересов школьников и возможностями усвоения материала разных уровней сложности. Британцы считают необходимым дать ученику возможность свободно ориентироваться в поликультурном мире, и этого легко достичь при помощи изучения иностранного языка, являющегося мощным объединяющим фактором. 

В основе моей педагогической деятельности лежит коммуникативная методика преподавания английского языка, интегрированная с отдельными традиционными методами и элементами преподавания. Коммуникативно ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики английского языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенны к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения ( аудирование, чтение, говорение и письмо). Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся вовлечены в процесс обучения. 

Основные принципы коммуникативного подхода: 
  • В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира. 
  • Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
  • Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации
  • Поощряется совместная работа учащихся. 
  • Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.
  • Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант) 
  • Все эти принципы используются мной при конструировании уроков. Анализ одного из них вам будет представлен сегодня. 

Цель урока: Закрепление и обобщение предметных знаний по изученной теме. Введение грамматического материала some/any. 


Задачи: 
  • обучающая: активизировать в речи новую лексику, учить смысловому чтению с извлечением значимой информации, развивать навыки обсуждения проблем, поставленных на уроке. 
  • развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развивать коммуникативную компетентность, умения аудирования, говорения. 
  • воспитывающая: воспитывать эстетическое сознание через освоение культуры и быта страны изучаемого языка, способствовать формированию целостного мировоззрения, формированию нравственных чувств и поступков. 
  • метапредметная: формировать умение совместно вырабатывать творческое решение вопроса; воспитание стремления к знаниям. 
Психолого-педагогическая характеристика класса: 





Методы и приемы, использованные на уроке, опирались на психолого-педагогическую характеристику, которая показала, что в 5 «Г» классе 75% учащихся - визуалы, 11% - аудиалы и 14% - кинестетики. 


Методы и приемы обучения: 
  • коммуникативный,
  • метод погружения, 
  • метод активизации возможностей личности и коллектива, 
  • эмоционально-смысловой, 
  • словесно-наглядный с применением ИКТ, 
  • проблемно-поисковый, 
  • практический, 
  • проектный. 
Работая в этом классе 4 года и систематически проводя проектно-исследовательскую работу, в этот урок я сознательно включила проблемно-поисковый, практический, проектный методы. 

Различие учеников по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (левополушарных – 53%, правополушарных – 47%) определило основные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую. 


Важная особенность детей этого возраста – затруднение в концентрации внимания в течение длительного времени; с другой стороны, пятый класс – самый удачный возраст для овладения оптимальной стратегией обучения. Поэтому задания к уроку были составлены в соответствии с возрастными особенностями, уровнем подготовленности данной группы и требованиями новых образовательных стандартов. 


Урок построен с учётом комплексного применения современных образовательных технологий тесно связанных с личностно-ориентированным обучением и требованиям к современному уроку, реализующий принцип «учение через деятельность». 


В ходе урока использовались следующие технологии: 
  • развивающее обучение; 
  • проблемное обучение; 
  • технологии использования в обучении игровых методов: 
  • обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа; 
  • информационно-коммуникационные технологии; 
  • технологии здоровьесбережения. 

Этот урок выполнен в программе Notebook, с использованием средств интерактивной доски SMART Board. 


На первом мотивационном этапе урока учитель рассказывает о своем знакомстве с известным поваром Джеми Оливером и подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. Дети обожают его шоу и программы по внедрению здорового питания в школьные столовые. Если ребятам этот персонаж незнаком, можно кратко рассказать о нем. Основная канва урока строится на заданиях от шеф-повара, которые позже подведут детей к творческому заданию. 


На этом этапе урока проводится речевая разминка, задание которой дифференцируются по сложности. Учитель показывает картинку и называет продукт и просит ответить кратко (да/нет), для повышенного уровня нужно дать развернутый ответ и для самого высокого уровня - исправить неправильный. На фоне хорошо изученного материала учитель вводит принципиально новые слова, которые будут отработаны в течение урока, формируя навыки языковой догадки (например, слово melon, которое будет встречаться на протяжении урока). 

Для поддержания интереса и мотивации учитель предлагает игровой момент на интерактивной доске. Учащиеся выходят к доске и выбирают продукт, который называет мышка Оливера. Это задание способствует развитию навыков аудирования, так как учащиеся слышат не только речь учителя, но и других источников. 

Для смены вида деятельности и здоровьясбережния учитель играет с детьми в мяч, закрепляя лексику урока. Учитель предлагает дифференцированное задание: ребята должны дать перевод слова, которое назвал учитель и вернуть мяч. Для повышенного уровня – назвать цвет. 

Фонетическая разминка 
Для улучшения произношения сложных звуков и работы над интонационными структурами учитель обязательно проводит фонетическую разминку. Для данного урока фон.зарядка проводится в виде chant (мелодия и ритм – это основная помощь в запоминании. Исполняя песни, дети способны побороть и страх, и застенчивость. 



Закрепление лексического материала в речи учащихся 
Лексика в речи учащихся активизруется учителем при помощи беседы о предпочтениях в еде. Джеми Оливет хочет больше узнать о ребятах и просит их составить предложения отражающие действительное положение вещей. Вопросы подобраны таким образом, чтобы учащиеся имели возможность дать как краткий, так и развернутый ответ в зависимости от их способностей и уровня обученности. Во время беседы учитель сразу повторяет настоящее простое время и три типа вопросов (специальный, альтернативный и разделительный). 


Развитие навыков аудирования 
С целью обучения пониманию иноязычной речи учитель проводит аудирование. Учащимся предлагается прослушать диалог и отметить правильные и неправильные варианты. Проверка задания на аудирование проводится учителем на интерактивной доске. 

Физкультминутка 
С целью смены учебной деятельности и здоровьясбережения учитель проводит динамическую паузу. Учащимся предлагается спеть тематическую песню, сопровождаемую танцевальными движениями. В момент динамического перерыва учащиеся повторяют лексику урока. Учитель задает вопрос для предвосхищения содержания песни. 


Обучение грамматическому материалу some/any 
Основной этап урока - системно-деятельностный. Это - объяснение нового грамматического материала, который сопровождается иллюстрациями и опорными схемами. Ребята должны усваивать не только готовые ответы учителя, но и принимать самостоятельные решения, поэтому им предлагается самостоятельно вывести грамматические закономерности. Для данного возраста был выбран способ введения нового грамматического материала в контексте, который повышает мотивацию учащихся, дает им новую информацию об уже известных героях и создает предпосылки для активного усвоения материала. Для активизации мыслительной деятельности и оптимального усвоения темы использовались разные формы подачи материала: для аудиалов- звук, для визуалов- наглядность, для кинестеников – деятельность. 


Первичное закрепление нового грамматического материала 
На этапе закрепления и обобщения изученного материала детям предлагается различные способы отработки нового материала от тренировочных упражнений (заполни карточку) до личностно-ориентированных заданий (ответить на вопросы о себе с использованием изученного грамматического материала). На этом этапе методы контроля за эффективностью учебной деятельности, такие как проверка и самопроверка, реализуются успешно при помощи инструментов интерактивной доски. 


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 
Домашнее задание дается учащимся с целью закрепления пройденного материала. Учащимся необходимо выполнить карточку с грамматическим материалом урока: вставить местоимения some/any. Учитель объясняет, что следует сделать, но не раздает рабочие листы; (учащиеся получают раздаточный материал и записывают задание в дневник в конце урока). 

Обучение чтению с извлечением информации 
Следующий этап урока обучение чтению с пониманием основной идеи и поиска нужной для ответа информации. Ребятам надо прочитать диалог и ответить на вопросы учителя. Эти же навыки они с успехом могут использовать в любой области знаний. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при такой работе способствуют формированию метапредметных связей. 

Творческое применение 
С целью развития творческих способностей учащихся и закрепления изученного на уроке лексического материала учащимся предлагается сделать список покупок (shopping list) для героев диалога. Учитель раздаёт рабочие листы, набор картинок «еда» и клей и просит ребят сделать список нужных продуктов, которые герои диалога должны приобрести в супермаркете. Дети работают в парах, что способствует сотрудничеству и взаимодействию. 


У учителя звонит телефон и он имитирует разговор с Джеми Оливером, который просит ребят поучаствовать в мини-проекте. Дети должны обсудить новое меню Джеми Оливера для школьного кафетерия и какие ингредиенты понадобятся для приготовления блюд. 

Они работают в группах из четырех человек, что способствует сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, взаимоконтролю и коррекции действия партнеров. Развивает умение участвовать в коллективном обсуждении. Такой вид работы соответствует требованиям нового образовательного стандарта. Учитель сотрудничает с учащимся, при необходимости, оказывает помощь, выполняет роль наблюдателя. Ничего страшного, если в процессе работы над проектом учащиеся начнут говорить на русском, так как окончательный вариант все равно готовится на английском. Итогом мини-проекта становится беседа учащихся о выбранном блюде. 

Рефлексия 
С целью подведения итогов урока и самостоятельного определения учащимися результатов своей деятельности проводится рефлексия. Учитель показывает учащимся таблицу этапов урока в виде электронного сообщения от Джеми Оливера, где фиксировалась их работа на каждом этапе. Учащиеся просматривают и сравнивают свою самооценку. При необходимости, учитель комментирует и поясняет. 


Запасной ход(если позволит время)можно начать следующий урок. С целью развитию интереса к изучаемому предмету, учащимся предложено игровое задание, в котором они должны сложить буквы в правильном порядке и получить названия вкуса мороженого. 

На каждом этапе урока были соблюдены все принципы обучения с точки зрения оптимальности в каждом виде работы. Оптимизация обучения позволила конкретно соединить принцип научности с принципом доступности, принцип наглядности с принципом абстракции. Новый материал оказался доступным для понимания пятиклассников в предложенной учителем форме. Результативность была определена после теста на следующем уроке. 

Без ошибок-73% 

Не более 1- 33% 

Не более 2 -3% 


Что дает урок ученику: 
  • визуальное и аудиальное знакомство с новым материалом. 
  • видеть метапредметные связи 
  • мотивированно работать с учебным материалом 
  • способствует развитию поисковой деятельности 
  • умение нести ответственность за результаты обучения и способность развивать у себя умение учиться. 
Что дает урок учителю: изменение формы обучения: переход на субъективные отношения, отношения сотрудничества между учителем и учениками. 


Поводя общий итог, можно утверждать, что британские методики обладают целым рядом отличительных черт, большинство из которых разрабатывалось на основе интеграции современных и традиционных методов преподавания с применением весьма популярного сегодня индивидуального подхода к каждому отдельно взятому ученику. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий